YURIY GUSEV PIANO

ПОСТАНОВКА РУК НА ФОРТЕПИАНО

Несколько общих положений

Музыка есть язык передачи информации для слушателей. Задача исполнителя музыки - извлечение звуков, с помощью которых он сможет выразить себя слушателям и самому себе. Этому подчинены все остальные действия, в том числе и постановка рук. Это важно понимать, так как все даваемые рекомендации по постановке являются лишь выработанной столетиями школой наиболее удобных способов использования собственного тела во благо цели музыки и никак не являются в итоге самоцелью. Однако, очевидно, что проблема диалектична (т.е. двойственна): с одной стороны чем более понятна и ясна нам музыкальная цель - художественный образ сочинения, тем легче нам подобрать подходящие движения, однако при этом же, чем эффективнее наши движения, тем легче нам создать красивый звук (почти всегда без необходимых двигательных навыков создать нужный звук невозможно). Поэтому, по выражению Г. Нейгауза надо "рыть туннель с двух концов".

Как тренироваться и использовать приведенную ниже информацию? Прежде всего необходимо, чтобы Вы следили за качеством звучания инструмента, ведь это является целью Вашей постановки рук! А затем уже, сильно не загружая себе этим голову, пробовать подобрать подходящие для музыки движения.

Положение кисти и пальцев

Я рекомендую располагать запястье на уровне белых клавиш (с небольшими отклонениями в зависимости от технических трудностей).

Каждый палец, кроме большого, имеет три сустава (см. фото ниже), на большом их два. Все эти суставы должны быть согнуты так, чтобы внешняя сторона сустава "смотрела" наружу. Ваше запястье почти всегда немного ниже уровня первых костяшек пальцев (см. фото).

Общее положение пальцев и кисти: как будто Вы положили ладонь на небольшой мячик. Пальцы при этом не слипаются друг с другом, а немного разомкнуты и ждут своей очереди нажать нужную клавишу. Это положение кисти и пальцев сохраняется как при игре любым приёмом, так и тогда, когда рука в воздухе перед нажатием.

Палец ставится (особенно в начале) почти под 90 градусов (как на фото) или 80. Нажимаем кончиком пальца (более твёрдая часть), а не подушечкой. Первый палец касается кончиком, уголком, частично ногтем. Он не лежит на клавише, а стоит под углом примерно 30 градусов.

Ставим пальцы ближе к черным клавишам, чтобы при их появлении в произведении Вам не пришлось бы туда-сюда мотать рукой, чтобы достать, - привыкаем сразу.

Локти слегка отводятся в сторону при игре для использования веса руки.
Иллюстрации
Фото 1

Суставы пальцев

Фото 2

Корректная постановка кисти

Фото 3

Некорректная постановка пальцев и кисти

Фото 4

Корректная постановка пальцев и кисти

Фото 5

Правильное положение плечей. Они лежат без какого-либо подъема вверх.

Фото 6

Локти отводятся в сторону

Фото 7

Локти не должны быть прижаты к корпусу

О свободе мышц и ощущениях пальцев

Следите за тем, что при игре любимы приёмами у Вас не зажимались (не фиксировалась в едином положении) никакие группы мышц. Особенно обратите внимание на запястье, которое часто имеет тенденцию к такой фиксации.
Конечно, игра на инструменте есть череда напряжений и расслаблений, однако напряжение должно быть в меру. Мышцы принимают активное положение.

Каждый палец, погружаясь в клавишу, в немного большей степени «упирается» в 1 сустав, который у него есть. Распределяясь равномерно, все-таки большую нагрузку берёт именно он, также опора может ощущаться в ладони. Палец нажимает и играет цельно, как некая «полуарка», реже применяем другие приёмы, в начале только так в основном.
Необходимо сохранить скругленный свод пальцев. То есть не должно быть такого, что Ваше запястье провалилось и Вы виснете на клавишах уже на 2ом суставе (за исключением сложных широких аккордов) и уж тем более на первом.
Made on
Tilda