YURIY GUSEV PIANO

ПОСАДКА ПРИ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

Несколько общих положений

Музыка есть язык передачи информации для слушателей. Задача исполнителя музыки - извлечение звуков, с помощью которых он сможет выразить себя слушателям и самому себе. Этому подчинены все остальные действия, в том числе и посадка за инструментом. Это важно понимать, так как все даваемые рекомендации по посадке являются лишь выработанной столетиями школой наиболее удобных способов использования собственного тела во благо цели музыки и никак не являются в итоге самоцелью. Однако, очевидно, что проблема диалектична (т.е. двойственна): с одной стороны чем более понятна и ясна нам музыкальная цель - художественный образ сочинения, тем легче нам подобрать подходящее положение за инструментом, чтобы её добиться, однако при этом же, чем эффективнее наши движения, тем легче нам создать красивый звук (почти всегда без необходимых двигательных навыков создать нужный звук невозможно). Поэтому, по выражению Г. Нейгауза надо "рыть туннель с двух концов".

Как тренироваться и использовать приведенную ниже информацию? Прежде всего необходимо, чтобы Вы следили за качеством звучания инструмента, ведь это является целью Вашей посадки! А затем уже, сильно не загружая себе этим голову, пробовать подобрать подходящие для музыки движения.

На чём и как нужно сидеть?

Садится нужно на устойчивый (не вращающийся) стул, с достаточно твердой поверхностью (садится на мягкую подушку не годится). Это связано с тем, что при посадке нужно держать спину вертикально (не отклоняясь вперед и назад) и ноги должны стоять ровно, с возможностью свободно двигаться, а не быть зажатыми. В свою очередь это направлено на то, чтобы оптимизировать баланс мышц (нагрузка должна быть распределена равномерно по мышцам) и уменьшить труд организма на рефлекс потери опоры (неосознанные рефлекторные напряжения мышц, направленные на то, чтобы человек не упал вперед или назад, когда он сидит - этому мы учимся ещё в раннем детстве). То есть такой посадкой мы экономим энергию и силы и приобретаем удобство.

(Можете попробовать сесть на стул и слегка отклониться назад, Вы почувствуете, насколько это приносит дискомфорт. То же самое, но менее заметно, происходит при игре с неверным положением спины, однако это отнимает силы, и со временем даст о себе знать).

Высота


Сидеть нужно на такой высоте, чтобы, положив руки на клавиатуру, линия от локтя до запястья находилась на одном уровне и параллельно с белыми клавишами, локоть может быть немного выше белых клавиш.

Важно: запястье при игре находится на уровне белых клавиш.

Дальность


Садится нужно на комфортном расстоянии, но не вплотную к инструменту, чтобы руки могли "дышать", делая достаточно свободные, часто круговые, движения, и не слишком далеко, чтобы не приходилось наклонять спину.

Напротив чего сидим


Я рекомендую садится напротив нот ми и фа первой октавы, так как это ровно середина клавиатуры на большинстве инструментов. Если в таком положении сильно некомфортно нажимать на педали, то можно сесть напротив ноты до первой октавы.

О положении ног


Ноги ставим рядом с педалями. Угол сгиба колена немного больше 90 градусов. Ноги должны быть в нескользящей обуви с твердой подошвой для устойчивости (это нужно будет впоследствии также и для удобной педализации) и стабильно упираться в пол. Это нужно для устойчивости, тогда верхняя часть тела более расслаблена.

Если у Вас педали изначально не зафиксированы производителем, то они (правая, и, при наличии, левая) располагаются под клавиатурой под первой октавой и немного позади так, чтобы ближайший к Вам конец педали примерно совпадал с началом клавиатуры.

Если на Вашем пианино Вам неудобно нажимать на педали, так как их высота слишком высокая, что бывает часто на акустических инструментах, необходимо подложить под педали нескользящий резиновый коврик. Высота от пола до педали должна быть около нескольких сантиметров.

Если ноги ребёнка не достают до пола, что бывает часто, то нужно либо поставить инструмент ниже, если это возможно, либо подложить прочную коробку под ноги, чтобы можно было упереться.

Успехов!

Примеры посадок великих пианистов

Предлагаемый выше вариант - усредненный и наиболее простой для учеников начинающей уровня. Когда определенный рубеж мастерства пройден - ученик сам корректирует посадку под присмотром педагога.
Made on
Tilda